Согласно статистическим данным, за три года рост рынка франчайзинга в нашей стране достиг 98 %. Например, два года назад в России работало не менее 500 франчайзеров, более 800 аналогичных объектов заявили о том, что они имеют франчайзинговую программу. Казалось бы цифры внушительные, но это не так. Несмотря на тенденцию повышения численности франчайзеров в настоящее время наша страна несколько отстает от ряда европейских держав, которые по численности населения и площади значительно уступают по данным показателям. Этот факт говорит о слабой базе.
Однако ряд экспертов утверждает, что следует ждать дальнейшего развития франчайзинга в нашей стране. Это в свою очередь станет причиной жесткой конкурентной борьбы в данной сфере деятельности.
В данной статье будет представлен к рассмотрению альтернативный подход (коммерческая модель), который позволит реализовать успешную франшизу. Мы постараемся рассказать как выбрать франшизу, при этом не перегружая Вас информацией в одной статье, поэтому изучайте постепенно весь наш раздел «Франшиза и франчайзинг«.
Основные показатели при выборе франшизы
Что же такое франчайзинг? Среди всех трактовок самой ходовой является следующая – копирование результативного бизнеса (см. статью «Что такое франшиза«). По этой причине вполне правомерно ориентироваться на блок показателей флагманской организации. Какова продолжительность деятельности франчайзеров в рыночных условиях? Как быстро их сети достигуют определенного уровня развития? Смог ли франчайзер должным образом реализовать свои процессы в подобном бизнесе, вникнуть в суть данной специфической сферы, адаптироваться под сезонность в данном бизнесе?
В какой-то степени молодые компании, которые лишь начинают реализовывать свои франчайзинговой программы, вызывают некоторые сомнения. В настоящее время можно наблюдать (достаточно часто, что является прискорбным моментом) картину, когда подобные объекты анонсирует франшизу, но не располагают собственными точками продаж. По естественным причинам у инвесторов возникает недоверие к подобным компаниям.
В качестве примера для сравнения приведем успешных франчайзеров, которые в основном которые приступают к тиражированию своего бизнеса по истечении года после того, как были запущены собственные точки продаж. То есть перед тиражированием они разрабатывают полный пакет необходимой документации по франшизе. Данные документы позволяют повысить уровень безопасности франчайзера и рационализировать передачу технологий партнерам.
У успешных компаниях открытые по франшизе партнерские точки по своей численности превосходят закрывшиеся (максимальный удельный вес в структуре точек – 15 %). Это связано с тем, что франчайзинг изначально предусматривает минимизацию рисков в предпринимательской деятельности.
Продвижение франшизы
В процессе выбора франшизы, как правило, инвесторы делают акцент на федеральное продвижение марки, в том числе на качество этого момента. Если конечные потребители располагают информацией о продукте, то бизнесмен при открытии точки в своем населенном пункте может быть уверен в том, что он не останется без лояльных клиентов.
Однако такой критерий является неактуальным в случае тиражирования действительно уникального бизнеса.
Подобный момент по причине своей оригинальности представляет больший интерес для инвесторов. Инвесторы в этом случае готовы на многое закрыть глаза. Новаторские, уникальные, на перспективу результативные проекты изначально не имеют конкурентов. Это в свою очередь является основной причиной быстрого достижения высоких коммерческих показателей.
Аналогичная картина характерна для франшиз из «дефицитных» сфер. Рассмотрим частный пример. Допустим, что численность франшиз имеет критический уровень – менее 1 % среди прочих предложений. Востребованность в данных франшизах превышает 5 %. Такой момент является причиной востребованности оформленной франшизы данной отрасли.
Акцентируем внимание на Москве и Санкт-Петербурге. Франчайзинговые организации в данных городах в 90 % случаях имеют развитые собственные сети. Завышенные арендные ставки и высокий уровень заработных плат привели к тому, что перспективы торговых франшиз стали стремительно снижаться.
В товарном франчайзинге дельта дохода франчайзера входит в отгрузочную стоимость. По этой причине франчайзер черпает заработок с поставки, а франчайзи нет, так как текущие затраты высоки. Это свидетельствует о перспективности в приведенных в качестве примера городах модели франчайзинга в общепите, когда заработок франчайзера зависит от продаж франчайзи. В этом случае получить успех без внятных и продуманных предложений не вомзожно.
Экономика франшизы
Успешность франшизы в большой степени определяется ее экономикой. Франчайзинг в России характеризуются небольшими горизонтами планирования, а это вызывает чувство тревоги. Бизнесмены не имеют уверенности в будущем. По этой причине франчайзеры с целью получения значительной части средств без основания завышают первоначальный взнос.
Также часто можно наблюдать занижение срока окупаемости программы. В этой ситуации клиенту предлагают провести расчеты относительно окупаемости собственной точки. В качестве ориентиров в этом случае служат закупочные цены франчайзи и все необходимые отчисления. Если франшиза коммерчески успешна, то значение данного показателя всегда выше заявленного предложения.
Таким образом, установлено, что в данной области деятельности имеется множество нюансов, которые следует учитывать при выборе франшизы.
Источник: https://vk.com/small_busines?w=wall-94003050_9999